>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

 

ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ В АЮРВЕДАХ

Аюрведа и Йога Шастра имеют общий источник в Ведах. Первым трактатом Аюрведы является Брахма Самхита, которая оказывается только компиляцией сотен тысяч версий, собранных из некоторых глав Атхасвы Веды, имеющей дело с лечением и системой лечения различными лекарствами и их соответствующими качествами. В предысторические времена создавалось много таких Аюрведовских трактатов, основанных на Брахме Самхите. Благодаря широкому охвату и огромной популярности Аюрведовских трактатов науку Аюрведа часто называют Пятой Аюрведой. Много хорошо известных Аюрведовских трактатов, таких как Чарак и Сушрута, были составлены во времена, предшествующие эре Махабхараты.

В Сушрута Самхите мы имеем полное изложение, хирургического лечения, признанного и практикуемого в Индии в древние времена. Большая часть обширных аюрведовских сведений погибла в результате иноземных вторжений, а также из-за огромного промежутка времени, отделяющего нас от тех времен. Чакрапани, великий эксперт и автор многих Аюрведовских трактатов новейших времен, объяснил в своих работах множество цитат из Сушрута Самхита, и те цитированные отрывки не оставили следа в последующих публикациях Сушрута Самхиты. Это только ведет нас к заключению, что даже те из древних трактатов по Аюрведе, которые к счастью, избежали полной гибели, далеки от исчерпывающих в своем содержании.

Но даже только эти сохранившиеся остатки обширных аюрведовских учений являются предметом удивления и восхищения современного мира. В очень отдаленном седом прошлом, когда древняя цивилизация Египта только еще зарождалась, Индия уже была освещена сиянием славы и мудрости Вед и Веданты, а хорошо скоординированная наука Аюрведа основательно базировалась на обширных исследованиях и широко практиковалась. Одним словом, Аюрведа Шастра может быть названа родителем медицинской науки мира.

Западные ученые, такие как м-р Колебрук и другие, дали нам подробные сведения о том, как широко индийская система медицинского лечения повлияла на те системы, которые практиковались в Древнем Египте и Греции. Количество оригиналов аюрведовских работ, обнаруженных недавно в Непале и различных частях Индии, составляет более тысячи. Глядя только на эти спасенные остатки, мы можем легко представить себе, какой широкий охват имела аюрведовская наука в Индии, распространяемая экспертами аюрведовского лечения. Их высокие достижения в области исследований, касающихся Аюрведы как медицинского лечения, ни в коей мере не менее богаты и понятны, чем современные исследования западных ученых в тех же областях медицины. В некоторых областях, особенно касающихся диагностики, а также причин болезни, аюрведовские исследования и изучения придерживаются вполне реального и научного курса. За исключением некоторых областей, которые являются непосредственным вкладом современного развития науки, таких как рентгеновские лучи и др. Никаких новых областей еще не было добавлено в ходе развития медицинской науки Запада, которые не были бы известны аюрведовским экспертам, или в которых они не вели бы исследований и изучении. Нам часто говорят, что практика является особым вкладом Запада в области современного медицинского лечения. Но в действительности это неверно. В этой стране вакцинация использовалась с древнейших времен (Атхирва Веды). Людям раньше делали прививки против оспы, как раз после окончания зимы и в начале жаркого сезона. Мы имеем оригиналы аюрведовских трактатов по каждой известной отрасли медицинской науки, как то: патологии (Нидан), малой хирургии (Шальятантра), фармакологии (Аишадха-Прастути-Видха), анатомии (Шарир-Виавачхеда-Видья), физиологии (Шарира Вижнан), педиатрии (Шишучикита), акушерству (Дхатри Вилья), искусству лечения (Аушадха Виавастхападдхати), учению о ядах (Виша Тантра), химии (Расаяна), науке о возбуждающих средствах (Ваджикарана).

Аюрведовские методы лечения могли бы с легкостью заменить в Индии западные системы медицины, если бы эти трактаты, которые мы собрали, опубликовать и ввести в обращение. Различные лекарства чрезмерной силы действия, обычно применяемые в холодном климате западных стран, не вполне пригодны для использования в тропическом климате нашей страны. Предписания и правила нашей туземной науки и искусства лечения, будучи предназначены для нашего теплого климата, обычно доставляют гораздо меньше неудобств.

Мы кратко коснулись вышеупомянутых Аюрведовских трактатов для того, чтобы привлечь внимание врачей в нашей независимой Индии.

Индийская йоговская философия базируется на пяти великих основных элементах в описании космогоники так же, как в описании физиологических законов или процессов. Аюрведа считает доказанной основную роль тех же самых основных пяти элементов и базирует на этой теории законы физиологии и патологии.

Троица, или союз трех богов, - Сомы или Варуны (бог воды), Сурьи или Агни (бог света или огня), Анилы или Вайю (бог воздуха) создает, поддерживает и защищает материальную вселенную. Подобно эта же самая троица, но названная в соответствии с Аюрведой, как Вайю (воздух), Питта (желчь) и Капха (слизь), поддерживает и питает нашу миниатюрную вселенную тела.

ВАЙЮ

Вайю (воздух) есть сама жизнь, воздух - это наша сила и поддержка, он ведет и сохраняет в действии каждую часть нашего тела. Этот жизненный воздух под пятью различными категориями действительно поддерживает наш организм. Воздух в сердце называется Прана. Воздух в прямой кишке называется Апана. Аккумулированный воздух в районе пупка - Самана. Воздух в горле называется Удана.

Воздух, пропитывающий все наше тело, - Вьяна Вайю. Прана Вайю. Функции прана Вайю - это вдох и выдох, или, другими словами, вдыхание воздуха и выдыхание его. Она управляет механизмом сердца, проталкиванием пищи и желудок, циркуляцией крови ко всем частям тела через артерии и вены, и это заставляет артерии и другие сосуды выполнять предназначенные им функции.

Апана Вайю. Ее главная функция состоит в дальнейшем втягивании воздуха, что помогает длительному действию Прана Вайю. Она также помогает движению вниз стула, мочи и спермы. В организме женщины частью ее функций является сохранение плода в матке, а также производить изгнание плода из матки во время родов и в дальнейшем способствовать истечению менструаций.

Самана Вайю. Способствует активности пищеварительного огня, или, другими словами, способствует секреции пищеварительной желчи. Она помогает полупереваренным частицам пищи проходить из желудка в двенадцатиперстную кишку и затем в тонкие кишки. Более того, она помогает дальнейшему перевариванию пищи усиленным выделением пищеварительных секреций тонких кишок. После переваривания она отделяет полезные частицы и проталкивает бесполезные остатки вниз, в толстые кишки (Маланада). И еще работой этой Самана Вайю является поддержание Прана Вайю и Апана Вайю в состоянии равновесия.

Удана Вайю. Посредством Удана Вайю мы можем производить звуки, можем говорить и петь. Рафинированная эссенция Удана Вайю питает и развивает наш ум и способность к запоминанию. В соответствии с Йога Шастрой, с помощью этой самой Удана Вайю, Кундалини продвигается по направлению Сахасрары. Посредством этой же самой Удана Вайю практикующийся йоговский практикант входит в сверхумственную область, которая вне пределов сознания обыкновенного человека.

Вьяна Вайю. Вьяна Вайю побуждает и производит циркуляцию крови и других флюидов ко всем частям тела в соответствий с местными потребностями. Она также управляет сжатием и расширением тела, поддерживает ток крови к мозгу и производит потение. Если только одна эта Вайю будет подвергнута возбуждению, то болезни охватят все тело. В случае, если все пять Вайю нарушают равновесие одновременно, наступит смерть.

ПИТТА. (желчь и кислотные секреции);

Секреции огненных желез, идущие на строительство тела, имеют общее название Питта. Непосредственно функции чистой и здоровой Питты управляют нашей способностью видеть, обеспечивают силу нашего тела, сохраняют тепло тела, вызывают голод и жажду, поддерживают гибкость мускулов и красоту цвета лица. Кроме того, она повышает мыслительную способность и распознавательную силу ума. Эта Питта под пятью различными названиями выполняет потребительские функции Агни (огонь в системе нашего тела). Эти пять названий, или категорий, таковы: Пачана Питта (пищеварительная желчь), Ранджака Питта (пигментная секреция), Садхака Питта (энергетическая секреция), Алочака Питта (секреция, стимулирующая зрение), Бхарджака Питта (секреция, создающая цвет лица).

Пачана Питта (пищеварительная желчь). Она производится в печени и поджелудочной железе, которые относятся и к Сурья Грандхи в соответствии с Йога Шастрой. Она переваривает пищу, превращает полезные части пищи в жидкость и выводит бесполезные остатки пищи через мочу, стул и пот. Она устраняет яды болезней путем создания необходимого жара в теле. Кроме того, она управляет температурой тела и помогает образованию антител, которые несут защитные обязанности в нашем организме.

Таковы функции Пачана Питты, или пищеварительной желчи, кроме общей помощи в работе категорий Питты, или секреции. Если эти свойства Питты (желчь) окажутся дефективными, то наступают болезни, такие как несварение, кислотность, запор кишок и т. д.

Ранджака Питта (секреция, производящаяся в печени, называется Ранджака Питта - пигментная секреция). Пищеварительная желчь (Пачана Питта) превращает в жидкость значительную часть пищи и после этого с помощью Самана Вайю посылает ее в печень. Печень подвергает жидкую субстанцию пищи процессу очищения и с некоторым количеством вещества, добавляемого Ранджака Питтой, происходит химический процесс, жидкие субстанции приобретают красный цвет и в конечном итоге превращаются в кровь. Ранджака Питта получила такое название от того, что она превращает в кровь жидкость путем окрашивания. Оставшаяся часть этой секреции (Ранджака Питта) идет на работу по перевариванию пищи. Расстройства Ранджака Питты ведут к малокровию, или анемии, желтухе и другим заболеваниям.

Садхака Питта. Влияние работы этой особой Питты, или секреции создает живость или энергию для продолжительных усилий в человеческом теле и способствует рвению для совершения почти невозможных нагрузок и преодоления невозможных препятствий. Лучшие части, или эссенции, пищеварительной и пигментной секреций превращаются в эту секрецию, известную как Садхака Питта. Садхака Питта в особенности помогает духовным аспирантам (Садхак) развить интенсивность и настойчивость силы воли для достижения высших стремлений. И еще, эта самая секреция Садхака Питта способствует росту или увеличению силы интеллекта, воспитанию и способности к пониманию. Дефективность Садхака Питты ведет к таким болезням, как обмороки, апоплексический удар, мозговые расстройства, и другим подобным болезням.

Алочака Питта (секреция, стимулирующая зрение). Тончайшая эссенция желчи (Питта) поступает в район органов зрения и соответствующим образом трансформируется в зрительную энергию. Мы называем ее Алочака Питта, Она помогает духовным аспирантам приобрести небесное видение (Дивья Дхишти) и получить высший кругозор, который находится за пределами восприятия органов чувств. Дефекты в Алочака Питте ухудшают зрение и способствуют развитию глазных катаракт.

Бхарджака Питта. Лучший питательный элемент желчной секреции придает светлое сияние цвету нашего лица и известен под названием Бхарджака Питта. Эта Питта, или секреция, занимает свою позицию в коже и отражает атаки ядов или болезней болезнетворных бактерий. При нарушениях Бхарджака Питты возникают различные кожные заболевания и появляется бесцветность или бледность лица.

Видагтха - испорченная желчь производит окисление. Слово Видагтха имеет два различных значения. В одном случае, оно может означать "полностью сожженный", а в другом - беспорядок или расстройство. Некоторые сорта пищи требуют помощи желчи для переваривания. В процессе такого переваривания желчь сама частично переваривается вместе с пищей и, таким образом, превращается в кислотный сок. Нормально в здоровом теле, если кровь большей частью соленая. Несмотря на это, значительная пропорция кислоты заметна в крови. Эта переваренная или истощенная желчь несет кислотные элементы в кровь, но не уменьшает ее силы в питании тела. Если желчь не способна переварить пищу, она портится в соприкосновении с непереваренными материалами. От такой испорченной желчи возникают ядовитые кислоты в организме, которые могут оказаться причиной возникновения болезни.

ШЛЕШМА, ИЛИ КАПХА (жизненные флюиды, или алкалиновая секреция).

Жидкие эссенции пяти основных элементов известны под названием Шлешма (Капха). Артерии являются трубами для тока крови, но бок о бок с ними имеется такая же сеть более тонких трубок, которые несут Раса Дхату (лимфу), являющуюся также эссенцией крови. Этот совершенно очищенный флюид производится из эссенции крови, а затем поступает в эту систему тонких трубок. Проходя через эту систему, этот важный флюид питает железы и все другие основные органы тела. Этот флюид распространяется по всей системе организма благодаря своему природному свойству. Этот особенный флюид (эссенция) носит название Шлешма.

ИСТИННАЯ ПРИРОДА ШЛЕШМЫ.

Она белого цвета, из-за избытка Тамагуны она тяжелая, маслянистая, липкая и сладкая на вкус. Путем особого физико-химического процесса в теле эта Шлешма (слизь) превращается в физиологический флюид. Благодаря смешиванию этого физиологического флюида наша кровь приобретает и поддерживает алкалиновые свойства. Недостаточность алкалиновых элементов в нашей крови ведет к болезням. Эта слизь иногда становится солоноватой в результате плохой ассимиляции или испорченности. Такого рода испорченный физиологический флюид обычно выводится из организма через пот и мочу. Эта Шлешма, или слизь, является экстрактом всех напряжений и энергии в нашем теле. Эта самая Шлешма (слизь) известна под названием Оджах Дхата, т. е. основной элемент энергии. Эта Шлешма, или необходимый флюид, формирует, защищает и питает наш организм.

Дух и самые важные из семи основных и поддерживающих элементов, таких как флюид или секреция, кровь, телесная ткань, жир, кости, костный мозг и сперма, обозначаются названием Оджах. Этот центр расположен главным образом в области сердца, но он охватывает всю систему тела. Он поддерживает организм в его положении. С возрастанием этого элемента Оджах в теле, мы приобретаем заметное ощущение счастья, энергии и развития во всем теле. С утратой этого Оджах все ухудшается. Оджах, если защищен, будет защищать саму жизнь. Высшие качества ума, такие как живость, острота интеллекта, превосходные качества тела, такие как элегантность, нежность и т. д., возникают от элемента Оджах (сила-энергия).

Эта слизь (Шлешма) в пяти различных формах поддерживает наш организм. Эти различные названия даны в соответствии с их расположением в теле и различными воздействиями, которые они производят в организме. Эти названия таковы: Кледана, Аваламбана, Расана, Снехана и Шлешма.

Кледана Шлешма. Эта слизь взбалтывает пищу в кашицу из мельчайших частиц посредством пищеварительного сока. Непосредственно после того, как пища попадает в желудок, пищеварительный сок начинает выделяться из желез внутри желудка. Этот сок переваривает пищу и делает ее пенистой. Эта пищеварительная секреция желудка есть не что иное, как Кледана Шлешма. Пища варится в воде на огне, чтобы сделалась мягкой. Таким же образом эта Кледана Шлешма, или пищеварительная секреция, нагревается желчью для того, чтобы взболтать и разжижить пищу. Своего рода пищеварительный сок выделяется также из стенок гонких кишок, который завершает переваривание непереваренных или полупереваренных остатков пищи. Эта кишечная секреция также является Кледана Шлешмой. Если нормальное выделение из этой секреций нарушается, то могут возникнуть такие болезни, как несварение, потеря аппетита, анемия и т. д.

Аваламбана Шлешма. Машины, сделанные из стали, не могут работать без надлежащей смазки. Путем такой смазки устраняется трение между составными частями машин. Охлаждающие свойства этой Аваламбана Шлешмы защищают телесную машину от жара, производимого желчью. Главные механизмы или органы тела расположены в области груди. По этой причине эта особого рода, слизь, хотя и присутствует во всех частях тела, особенно сконцентрирована и проявляет свою активность в области груди. Благодаря такой постоянной смазке этой особой слизи сердце и легкие не трутся о стенки груди. Вайю, или воздух, распространяет эту слизь вокруг каждого отдельного органа в теле, и такая смазка обеспечивает их работу. В случае, если эта слизь случайно подвергнется действию ядов или токсинов, человек становится вялым и болезненным.

Расана Шлешма - слизь, производящаяся в органе вкуса или языке, называется Расана Шлешма, или Водхана Шлешма. Нетехническим языком она может быть описана как слюна или секреция слюнных желез. Эта особая слизь возбуждает ощущение вкуса в языке и помогает Кледана Шлешме в процессе переваривания пищи. Недостаточность или токсикозное состояние этой категории слизи ведет к потере аппетита, в результате чего пища любого качества становится безвкусной.

Снехана, или Тарпана Шлешма. Эта слизь маслянистым флюидом, или секрецией, смягчает и питает все органы тела. Железы в теле достигают полного эффекта питания от экстракта крови, производимого в процессе ассимиляции, а полностью упитанные железы производят полезные секреции этой слизи этой группы. Аюрведовское название Снехана Шлешма точно передает название внутренней секреции эндокринных желез, как они описываются в западной науке физиологии. Наше здоровье ухудшается в случае даже частичной потери этой смягчающей слизи. Она оказывает значительное влияние на работу всего организма. Наши глаза и уши смазываются и получают элементы питания от этой слизи, тем самым сохраняется их нормальное функционирование. Недостаток этой слизи ухудшает нашу способность видеть и слышать. Истечение внутренней секреции от желез, расположенных в области мозга, предназначено для питания всех других желез И органов в теле. По этой причине, в соответствии с аюрведовской наукой область мозга является главным местом и областью действия этой Тарпана Шлешмы, или смягчающей слизи. В йоговских текстах эта самая Тарпана Шлешма называется как Самадхара или Амритадхара (нектарный флюид). Все семь основных элементов в системе тела поддерживаются в непрерывной жизнеспособности этих истекающих из мозга секреций. Эта самая Снехана или Тарпана Шлешма (смягчающая слизь), в мельчайших дозах присутствует в каждой поре нашей кожи, и, таким образом, наша кожа предохраняется от болезней. Если эта слизь (Тарпана) испортится, нарушается память, зрение и слух в значительной степени.

Шлешана Шлешма. Все костные суставы и железы составляют одну группу слизи, которая, называется Шлешана Шлешма. Благодаря присутствию этой слизи в костных суставах не происходит трения. Эта Шлешана сохраняет нервы и мускулы вокруг костных суставов сильными, здоровыми и эластичными. Отсюда мы не ощущаем никакого неудобства в свободных и нормальных движениях наших конечностей. При инфекциях этой слизи, или Шлешмы, или при ее недостатке появляются септические отложения в суставах и около них, что ведет к болезням, подобным подагре, плевриту и т. д.

ТРИДОША. (тройное расстройство)

Мы называем Экадошаджа ту болезнь, которая возникла в результате возбуждения или инфекции только одного из трех основных элементов, поддерживающих наш организм, т. е. Вайю (воздух), или Питта (желчь и смежные секреции), или Капха (слизь). Такие болезни Экадошаджа легко излечиваются. Но если болезни возникают от расстройства двух основных элементов в любой комбинации, то лечение гораздо сложнее. И потребуется некоторое время, чтобы излечить такие болезни, возникшие от расстройства двух основных элементов (Двидошаджа). Но если болезни возникают в результате одновременного расстройства всех трех вышеупомянутых элементов (Вайю, Питта и Капха), то они становятся в большинстве случаев фатальными.

Пока не произойдет какого-либо расстройства или инфекции в каком-либо из трех основных элементов, никакие болезни в системе тела не могут возникнуть. Пока никакой слабости у правящих лидеров страны не замечено, внутренние органы не посмеют поднять восстание, а внешние враги побоятся атаковать или вторгнуться в эту страну. Вайю (воздух), Питта (желчь) и Капха (слизь), или, по йоговской терминологии, Вайю (воздух), Агни (огонь), и Варуна (вода) - это три основных лидера у руля управления миниатюрного государства - нашего организма. Пока эти три лидера внутри нашего тела работают в тесном содружестве и управляют делами нашего организма твердой рукой, никакая бактерия или болезнь, зарождающаяся или проникающая извне, не может нанести вреда фортификационным сооружениям телесного государства. По этой причине расстройства в трех основных элементах (Тридоша), говорится в Аюрведе, являются основной причиной всех опасных болезней. В соответствии с западной системой медицины бактерии являются основными агентами причин всех болезней организма. Эксперименты и исследования современных медицинских экспертов установили, что такая теория болезней не может быть правильной. Случается, что болезнетворные бактерии присутствуют в организме самого здорового человека. Бактерии холеры, тифа и других опасных болезней могут быть обнаружены в организме юного человека с отличным здоровьем. Но эти бактерии не могут принести никакого вреда организму до тех пор, пока состояние организма не нарушено. Итак, болезнетворные бактерии, зародившиеся внутри, а также бактерии, проникшие извне, не могут размножаться и приносить вред здоровому организму. Следовательно, болезнетворные бактерии не могут быть первопричиной болезни. Они могут стать последующей причиной развития болезни. Другими словами, они будут лишь второй фазой или ступенью в ходе самой болезни.

Многочисленные крохотные бактерии растут во всем, что лежит на поверхности земли, как только начинается процесс распада. Внутри организма также не полностью переваренные пищевые вещества и аккумулирующиеся материалы отходов подвергаются гниению и производят в организме яды болезней. В результате три основных элемента в нашем теле - Вайю, Питта и Капха сами подвергаются инфекции. Бактерии извне также проникают в такой ослабленный организм, находя там благоприятные условия для своего обильного размножения. Итак, основные причины для развития основных болезней в теле должны быть найдены в отравлении организма собственными ядами и инфекциями извне и расстройстве в действиях Вайю, Питты и Капха. В соответствии с Аюрведой Тридоша (тройное расстройство) является основной при чиной болезни. Старинная теория Тридоши, поддерживаемая мастерами Аюрведы, является более рациональной и научной, чем современная теория инфекции.

БАКТЕРИИ И МИКРОБЫ

Инфекционная теория возникновения болезней достаточно древняя; В Аюрведе общим термином для бактерий и микробов является КРИМИ, они грубо подразделяются на внешние и внутренние. Внешние бактерии обычно растут в отбросах, загрязненных водах и испражнениях. Маленькие насекомые, происходящие от пота, которые укрываются в волосах головы или под мышками, также характеризуются как внешние бактерии. Бактерии внутреннего происхождения называются внутренними бактериями. Они бывают трех типов и различаются по месту их происхождения: если они произошли в слизи, то они называются Капхаджа, в крови - Рактаджа, в стуле - Пуритаджа.

Капхаджа Крими (бактерии слизи) - эти бактерии производятся в кишках из ядовитой слизи (капхи). Они интенсивно размножаются и затем распространяются по всему организму.

Рактаджа Крими (бактерии крови). Если кровь каким-либо образом становится зараженной, то эта разновидность очень маленьких бактерий там развивается. Они воспроизводят себя очень быстро и распространяются по всей системе циркуляции. Всякого рода кожные заболевания: оспа, корь, чесотка, фурункулы, стригущий лишай и т. д. обязаны своим происхождением этим бактериям.

Пуритаджа Крими (бактерии кала). Эти бактерии порождаются разлагающимся калом, скопляющимся в кишках. Это особая разновидность бактерий кала очень быстро размножается, они несут такие болезни, как дизентерия, холера, сильный понос, геморрой, диспепсия, запор и т. д. Действие этих бактерий ограничивается нижней частью живота, а именно: от желудка до анального отверстия. Иногда, хотя и очень редко, они распространяются вверх, за пределы желудка. В таких случаях отрыжка и выдыхаемый пациентом воздух пахнут как отвратительный гниющий кал.

Специалисты по Аюрведе достигали исключительно высокой степени умения и эффективности в прощупывании и толковании пульса (с целью диагностики и прогнозирования), благодаря чему они могли немедленно указать дефект или дефекты в организме, которые являются причиной данной болезни пациента, а также нормальную ее продолжительность.


к началу >=========> далее
Яндекс.Метрика

Новости на сайте "Здоровому духу - здоровое тело"