>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Глава вторая
ЧЕТЫРЕ ПУТИ, ВЕДУЩИЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

В наш век науки человек достиг новых высот. Благодаря росту скорости средств передвижения мир как бы уменьшился. Всего за несколько часов можно перебраться с одного континента на другой. С наступлением космической эры человек высадился на Луну и теперь стремится добраться и до других планет.

В области медицины были предприняты такие смелые эксперименты, как пересадка сердца; выращиванием детей в пробирке человек сейчас соревнуется с самим Создателем.

Благодаря прогрессу в создании облегчающих труд механизмов ручной труд человека доведен до минимума. Технологический прогресс лишил человека его неотъемлемого естественного права — сна. Бессонница — проклятие нашей цивилизации. Обратите внимание, какое количество снотворных и транквилизаторов имеется в продаже. Сон, вызванный транквилизаторами, отличается от естественного сна. Естественный сон протекает при спокойном состоянии психики и всего организма; он восстанавливает наши силы, готовя нас к тому, чтобы мы могли справиться с проблемами наступающего дня. Значение сна хорошо описано Вагбхатой в следующих стихах:

От сна зависят счастье и печаль,
полнота и худоба, мощь и слабость,
сила и бессилие, знание и невежество,
жизнь и смерть.
(ВАХ I,7.53)

Здоровый, спокойный сон дарит жизнь. Сознание отключается на несколько часов, и наши энергетические «батареи» перезаряжаются для следующего дня. Нервная система отдыхает, и утром человек просыпается бодрым и свежим.

Может ли жизнь продолжать благополучно развиваться, если мы утратим естественную функцию сна?

Мудрецы и философы сравнивали жизнь с колесницей, которую тащат два коня — материальный и духовный, — бегущие в унисон.

Любое расхождение в скорости приводит к неблагополучию. Беда нашего века состоит в том, что материальный конь колесницы бежит быстрее духовного.

Стих из Иша Упанишады удачно формулирует эту мысль:

Духовное знание и материальное знание — оба необходимы.
Угнетение одного за счет другого приводит к упадку.
Материальное знание помогает в решении повседневных проблем,
в то время как духовное способствует самореализации.
(И.Уп.2)

Имеется ли способ уравновешивания материального и духовного знаний, чтобы создать условия для гармоничной жизни?

Имеются четыре пути, ведущие к самореализации:
(1) путь знания, (2) путь действия, (3) путь преданности и (4) путь йоги. Хотя эти пути разные, они стремятся к одной цели.

Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различие между пракрити (природой) и пуруша (индивидуальной душой), достичь самореализации и единения с Богом.

Идущий по пути действия отдает должное служению человечеству и Богу. Добрые дела и исполнение долга ведут к освобождению.

Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный (бхакта) полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.

Следующий по пути йоги упражняется в умении следить за изменениями своего состояния, стремясь к внутренней стабилизации, с тем чтобы через постижение собственной сущности, приобретающей кристальную ясность, постичь Бога.

В Бхагавадгите Кришна советует Арджуне:

Йоги выше аскета, ученого и человека действия;
будь же йогином, о Арджуна!
(БГ VI.46)

Путь йоги получил столь высокую оценку не потому, что остальные три пути менее значимы, а потому, что йога достигает полноты, включая в себя остальные три пути — знания, преданности и действия.

Для любого достижения необходимо единство. Без преданности и любви адвайта (нераздельность универсального духа и индивидуальной души) невозможна. Адвайту нельзя достичь одним только знанием. Знание, преданность и действие настолько взаимосвязаны, что без одного из них ничего нельзя достичь. Нет преданности без знания, нет действия без преданности, нет йоги без этих трех путей. В этом смысле йога уникальна.

Учение Аюрведы делит человеческое тело на шесть главных частей: голова, грудная клетка, две руки и две ноги.

Голова — вместилище знания, в сердце обитает преданность, а руки и ноги предназначены для действия. Путь йоги объединяет все три части — тело, ум и душу, которые действуют в унисон. Поэтому йога является основой для всех других путей.

Объясняя превосходство искусства и учения йоги в Йогабидже, бог Шива говорит, обращаясь к Парвати:

О Парвати, ученый, отшельник, праведник и тот, кто подчинил свои чувства контролю, даже Сам Бог, не могут достичь освобождения, если не будут заниматься йогой.

И далее бог Шива говорит:

Изучив все священные писания и науки и продумав их снова и снова, приходишь к выводу, что искусство и учение йоги — единственно верная и твердая доктрина.
(ШС I.17)

Стих из Атрисамхиты подтверждает значение пути йоги: йога помогает достичь знания; йога учит, в чем состоит долг человека, йога дает искупление, поэтому столь важно изучать йогу.

В Катха Упанишаде Яма наставляет Начикету, как усвоить это знание из учения йоги:

Начикета, усвоив это знание и учение йоги от Бога смерти, познав самость, освободился от всего нечистого и стал бессмертным. Пусть и другие состязаются с ним и станут такими же.
(К.Уп. VI.18)

Давайте же сейчас приступим к выяснению того, что такое йога.


Яндекс.Метрика

Новости на сайте "Здоровому духу - здоровое тело"