>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
ПУТЬ ЙОГИ
1. Бахиранга садхана — стремлений к внешней чистоте
Тело — это храм души. Подобно тому как чистота храма вызывает чистые мысли, чистое тело ведет к чистому сознанию и является подходящим жилищем для эго (Я).
В Йогашика Упанишаде значение чистоты тела обосновано следующим образом:
Тело — храм, а душа в нем подобна Шиве. Поэтому отбрось невежество и поклоняйся телу, считая его обиталищем Бога.
Тело дано нам Богом в качестве капитала, чтобы использовать его для самореализации. Подобно тому как расчетливый делец использует свой капитал, чтобы получить прибыль, точно так же тело следует постоянно и упорно тренировать посредством ямы, ниямы, асан и пранаямы. Необходимо следить за поддержанием абсолютного здоровья и стабильности организма. Первый шаг к самореализации заключается в содержании тела в чистоте и свободным от болезни (не подверженным заболеваниям). В этом и заключается бахиранга садхана — стремление к внешней чистоте.
2. Антаранга садхана — стремление к внутренней чистоте
После достижения внешней чистоты следующим шагом будет достижение чистоты сознания. Чтобы этого достичь, надо разобраться, как работает сознание. Для получения сведений из внешнего мира сознание пользуется пятью органами чувств — носом, языком, глазами, ушами и кожей. Ум занят желаниями, а чувства следуют за умом, чтобы удовлетворить желания. Таким образом, ум одержим удовлетворением желаний. Процесс очищения оказывает большую помощь в контроле над умом и чувствами.
У сознания имеется шесть явных врагов; вожделение, гнев, жадность, соблазн, гордость и ревность.
Чтобы победить этих врагов, стоящих на пути к самореализации, пранаяма (контроль над дыханием) и пратьяхара (дисциплина чувств) весьма существенны.
В Хатха Йоге Прадипика о значении дыхания сказано так:
Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания. Устойчивое, ровное дыхание ведет к стабильности сознания. Оба идут рука об руку.
И далее:
Ум — властелин чувств, властелин ума — дыхание; дыханием управляет нервная система; спокойствие нервов и сосредоточенность зависят только от ровного, плавного и ритмичного звучания вдоха и выдоха.
Итак, внутренняя чистота достигается посредством контроля над чувствами и сознанием, в результате чего развивается способность к самоконтролю. После этого ученик созрел для следующей ступени.
3. Антаратма садхана — поиск души
На этой стадии сознание достигает равновесия и сосредоточенности и тем самым обращено в сторону души. Здесь ученик начинает воспитывать в себе последние три ступени аштанга-йоги: дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и самадхи (самореализация).
Ищущий живет в духе, он активен, но свободен от эго и низшей самости. В данном случае собственное существование не осознается, потому что достигнута «область», находящаяся по ту сторону чувственных удовольствий и знаний. Найдено вечное блаженство.
В Катха Упанишаде по этому поводу сказано:
В колеснице, названной телом, седоком является душа, возничим — ум, а вожжами — сознание. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (ум), пользуясь вожжами (сознанием), сумеет укротить коней (чувства).
Теперь рассмотрим каждую из восьми граней йоги.
Яма — социальная дисциплина
Яма означает ограничение, или воздержание. Это соответствует предписаниям йоги, имеющим параллели в библейских заповедях, в которых сформулирован запрет в повелительной форме: «Не делай...»
Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим.
Ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни и отсутствие стремления к стяжательству — вот заповеди Патанджали, те великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т.е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению.
В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными.
Йога Упанишада определяет яму как ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни, всепрощение (снисходительность), стабильность ума, благочестие (почтительность), сострадание, умеренность в пище и чистота. Этих правил десять.
Хатха Йога Прадипика принимает те же этические принципы, которые перечислены в священных текстах йоги.
1. Ахимса — ненасилие
Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания.
Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды.
2. Сатья — правдивость
Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате.
Согласно Даршана Упанишаде, истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств.
В Йога Шастре сказано: «Когда сознание и интеллект согласны в своих суждениях, это и есть истина, это — настоящее знание».
Ученик йоги должен следовать истине в мыслях, речах и действиях.
Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.
3. Астея — запрет на кражу и стяжательство
Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность.
Желать чужого имущества — даже в уме — такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.
4. Брахмачария — умеренность в сексе
Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Калидаса описывает в Рагхувамше идеального царя - Раг I,7
Те цари, которые вели свое происхождение от солнца, собирали богатства в целях милосердия и уступали зову пола только затем, чтобы родить сына. Кама, или секс, несомненно, одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Отношения между супругами должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Неумеренный секс ведет к пагубным последствиям.
Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.
Тело пребывает сильным и здоровым только тогда, когда манас (ум) и прана непоколебимы. Когда ум находится в уравновешенном состоянии, дыхание и витальная энергия также приобретают устойчивость. Стабильность витальной энергии придает силу и стабильность телу.
5. Апариграха — нестяжательство и неприятие подарков
Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость не есть стяжательство. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Даже вознося молитвы Богу, мы о многих вещах просим из эгоизма. Эти молитвы не из благодарности. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.
Патанджали сказал, что тот, кто избавился от Я и Мое, способен видеть вещи в их истинной перспективе.
6. Кшама — всепрощение
Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.
7. Дхрити — стабильность интеллекта
Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я — Сущий».
8. Дая — сострадание
Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях — неотъемлемая черта йогина.
9. Арджава — прямота
Быть простым, прямым и справедливым — это арджава.
10. Митахара — умеренность в пище
Не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для того, чтобы поддержать организм, а не ради вкусовых ощущений, — это умеренность.
11. Сауча — чистота
Сауча — это внешнее и внутреннее очищение тела.
Нияма — индивидуальная дисциплина
Правила общения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины.
Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять правил, данных нам Патанджали (ПЙС II,32)
Кроме того, в других текстах выделяются еще семь правил. Это — вера, милосердие, скромность, здоровая психика, повторение священных имен, вера в священное писание и соблюдение обетов.
1. Сауча 2. Сантоша — удовлетворенность 3. Тапас — строгость к себе Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства — это строгость к телу, или действие; не питать плохих мыслей или чувств по отношению к другим — это строгость мысли; пользоваться речью, чтоб хвалить Бога, — строгость в речах. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. Йоговские асаны и контроль за дыханием ведут к очищению.
4. Свадхьяя — самопознание
5. Ишварапранидхана — преданность или покорность Богу
В добавление к сказанному выше Хатха Йога Прадипика и Йога Упанишада приводят следующие ниямы.
6. Астикья — вера
7. Данам — милосердие
8. Сиддханта вакья шраванам — придерживаться установленных доктрин
9. Хри — скромность
10. Мати — интеллектуальная убежденность, преданность
11. Джапа — повторение мантр
12. Врата — соблюдение религиозных обрядов
Изложенные выше правила поведения применимы ко всем, следующим или не следующим по пути йоги. Они предписываются всеми религиями. Указанный ниже путь мы находим только в йоге.
|