>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Глава девятая Умонастроение
1. Садхака должен помнить, что яма и нияма — это две необходимые ступени
перед асаной и пранаямой и что практика асан и пранаямы без выполнения
этих двух предпосылок становится обыкновенным физическим упражнением,
лишенным психосоматической сущности. Согласно опыту йогов, без нравственной
дисциплины практика оказывается бессмысленной. Яма-нияма и асана-пранаяма
подобны двум параллельно идущим рельсам железнодорожного полотна.
2. Женщине, у которой небольшая семья, не следует опасаться, что практиковать
йогу и придерживаться ее дисциплины невозможно. Яма и нияма помогут приобрести
хорошие привычки и отказаться от вредных. Не следует ожидать, что их можно
сразу полностью усвоить, но постепенно, продолжая занятия йогой, садхака
начинает понимать ценность нравственной дисциплины и придерживаться ее.
Практикующий йогу узнает, что многое, о чем приходится сожалеть в этом
мире, происходит из-за ошибочных действий, и старается изменить свое поведение
в соответствии с универсальными заповедями. Он начинает сознательно следовать
дисциплине йоги.
3. Никакое знание не приобретается мгновенно. По сути, у знания есть
начало, но нет конца. Это тем более относится к йоге. Здесь прогресс полностью
зависит от внутренней силы и стойкости. Не следует падать духом, если
прогресс идет медленно.
4. К йоге нельзя относиться поверхностно, как к какому-нибудь хобби.
Это не развлечение. К ней надо относиться серьезно. С верой, энтузиазмом,
решимостью, смелостью, мужеством, твердой волей и преданностью.
5. Патанджали различал три типа учеников (ПЙС I, 66).
В зависимости от склонностей, а также умственных и физических способностей
садхаки практика йоги делится на три категории, а именно: умеренную, среднюю
и интенсивную, причем каждая из них также делится на три, например умеренно-умеренную,
средне-умеренную, интенсивно-умеренную. Далее практика подразделяется
на еще более мелкие и трудноуловимые ступени. Духовное погружение доступно
исключительно мужественному садхаке, чья практика достигает высокой интенсивности.
Следует, однако, предупредить, что жесткость практики сама по себе не
может служить мерилом близости к успеху, так как тамас, раджас и саттва
также играют роль при концентрации и практике. Здесь необходимы чистота
духа и правильная нацеленность. Поэтому йогу надо осваивать постепенно,
следя за собственным прогрессом, с тем чтобы добиться внутреннего очищения,
6. Довольно часто увлечение йогой побуждает учеников к слишком усердным
занятиям. Но у начинающих тело, дух или интеллект не могут быстро усвоить
тонкости йоги, и продвижение в ее познании идет медленно. В такие периоды
занятия могут оказаться утомительными, хотя продолжать их следует со всей
настойчивостью. Здесь уместно вспомнить поговорку, что Рим был построен
не за один день. Постоянная практика в сочетании с упорством и верой приведет
их к пониманию тонкости и красоты йоги.
Буддхи — интеллект
7. При выполнении асан и пранаямы главную роль играет интеллект. В связи
с этим можно перечитать Главу VI «Идеальна ли йога
для женщин?», где говорится, как выполнять движения, чтобы добиться
максимального эффекта. Движение при выполнении асан — это не просто вращение
туловища. Оно оказывает действие не только в физическом, но и в физиологическом
и психическом планах. Асаны и пранаяму надо выполнять осторожно, умело
и внимательно.
8. Часто садхака постигает умом асану и способ ее выполнения, но ему
трудно дается реализация этого знания. Мало одного лишь академического
знания асан. Только в сочетании с практическим применением можно постичь
ее по-настоящему. Когда теоретическое знание соединяется со знанием, приобретенным
опытом, тогда наступают гармония, ясность и мудрость. Это — праджня.
Ахамкара — эго
9. После приобретения некоторого умения в практике йоги ее не следует
прекращать, говоря, что это лишь внешние поиски. Точно так же не следует
думать, будто ты полностью постиг мастерство и тебе больше нечему учиться.
Равным образом ошибочно утверждать, что победа над собственными чувствами
достигнута и йоговская дисциплина уже не нужна. Это стало бы началом надменного
эго и крушением в йоге.
10. Йога, несомненно, вносит изменения в физическое, умственное и моральное
состояние. Однако ошибочно принимать это за достижение мастерства. Грубо
проявляющее себя эго проникает в душу и полностью овладевает ею. Это величайший
враг в практике йоги. Поэтому садхака должен быть внимательным, чтобы
не попасться в такую паутину; ему надо воспитывать в себе скромность,
а любые достижения считать дарованными милостью Божьей и быть покорным
Ему. Это — смирение!
11. Банкарачарья и Джянесвар, постигшие высочайшие вершины в познании
Неолицетворенной Вечной Истины, составляли свои гимны и молитвы во славу
Бога, пользуясь формами и атрибутами. Самость, хотя и лишенная формы,
приобретает форму в очертаниях тела. Садхака должен иметь в виду, что
следует начинать с тела, которое является внешней оболочкой самости. Это
постепенно приводит к поиску духа и самой сокровенной самости.
Мозг
12. Мозг должен быть холодным, бдительным и внимательным и во время
выполнения упражнений постоянно проверять движения тела и колебания мысли.
Усвоив навык наблюдения за собой, садхака скоро научится замечать свои
ошибки и исправлять их. Тело должно быть исполнителем, а мозг — наблюдателем.
Манас — ум
13. Выполнение асан зависит от гибкости тела. Это может стать поводом
для того, чтобы сделать вывод: «Это предел моих способностей». Здесь необходимы
подвижность ума и сила воли, чтобы сознание распространилось за пределы
ограниченного действия. За усилием воли должно последовать действие, с
тем чтобы преодолеть умственные и физические барьеры и двигаться дальше.
Повседневная практика должна сопровождаться пытливостью духа, дабы интеллект
проникал все глубже и глубже.
14. При выполнении асан между телом и умом всегда имеет место противоборство.
Иногда тело бывает эластичным, а ум скованным, а в другом случае ум более
подвижен, но тело остается ригидным или подавленным. В чем бы ни заключалась
беда, надо повышать свою активность, сосредоточенность и внимание. Инертность
и лень — главные враги йоги, в то время как бодрость и энтузиазм — друзья,
которые воодушевляют практикующего.
Шарира — тело
15. Если вы испытываете телесное или душевное беспокойство, то вами
наверняка были допущены какие-то серьезные ошибки. В подобных случаях
целесообразно обратиться за советом к гуру.
16. После начала практики садхака может испытывать боли в конечностях.
Но при регулярной практике боли будут уменьшаться и со временем полностью
исчезнут. В противном случае прекратите асаны, которые вызывают боль,
и выполняйте более простые из того же раздела. Через несколько дней пробуйте
опять выполнять осторожно и внимательно те асаны, которые вызывают боль.
17. Найдите причину боли в данной позе, повторяя движения с каждой стороны
и наблюдая за ответными реакциями организма. Предположим, что болит справа,
а слева не болит; тогда посмотрите, как выполняли движения слева. Копируйте
то же движение справа или наоборот, если болит другая сторона. Пробуя,
вы приобретете опыт и научитесь правильно выполнять асаны и избегать ненужных
болей.
18. Однако при непрерывной практике незначительные боли все же появляются,
но они терпимы. Боли могут возникнуть с непривычки и при ходьбе или беге
на длинные дистанции. Эти боли исчезают, даже если не прерывать практику;
таким же образом исчезнут и боли, вызванные занятиями йогой.
19. Надо научиться отличать естественную боль от нездоровой боли. Естественная
боль возникает тогда, когда увеличивают амплитуду движения. Иногда она
нарушает функции организма и даже влияет на нервную систему, вызывая тем
самым нестабильность психики, нервозность и депрессию. Это сигнал о наличии
опасности в занятиях, следовательно, надо уменьшить интенсивность упражнений
и, если необходимо, обратиться за соответствующими указаниями.
20. Большинство практикующих йогу будут испытывать специфическое ощущение
оттого, что одна сторона тела окажется более гибкой, чем другая. В таких
случаях более подвижная сторона должна стать путеводителем для более ригидной.
Здесь тело нуждается в компенсации со стороны интеллекта.
21. Тело может быть ригидным или гибким от природы. Некоторые ученики
заметят, что им легче наклоняться вперед, в то время как другим легче
даются наклоны назад. Это вполне естественно и зависит от гибкости позвоночника.
Не отчаивайтесь, если какая-нибудь асана вам не дается: продолжайте упражняться,
и гибкость появится в должное время. Между интеллектом и телом имеет место
взаимодействие по схеме «стимул-реакция». Если одна сторона посылает вызов,
другая должна откликнуться с такой же энергией, и наоборот.
22. Иногда садхака чувствует, что практика неэффективна или в ней допущена
ошибка из-за недостатка внимательности. Здесь опять надо обратиться к
интеллекту и разуму, чтобы следить за стимулами и реакциями, имеющими
место в психике или теле. Подобная забота и внимание оживят не только
практику, но и все существо практикующего.
23. Делая движения, не сопровождайте их агрессивными мыслями и напряжением
мышц с целью вхождения в завершающую позу. Вы должны быть пассивными и
внимательными. Если завершающая поза наконец достигнута, твердо оставайтесь
в ней и наблюдайте за ее правильностью; продолжайте доводить ее до совершенства.
24. Начинающие должны стараться понять все тонкости движений, содержащихся
в каждой асане. Это даст им возможность легко и устойчиво выполнять асану.
25. При выполнении асан и пранаямы для самоанализа необходимо внутреннее
видение.
26. Стремитесь к качеству асан, а не к количеству. Качество подразумевает
точность и устойчивость поз и выполнение их от всей души.
27. Будьте настороже и внимательны к каждой части тела, так как весь
организм должен откликнуться на асаны.
28. Выполняя асаны, надо следить за дисциплиной чувств — ведь корни
садханы вырастают из сокровенных глубин самости. Поэтому преобразуйте
асаны и обратите их извне внутрь себя; направьте свое внимание внутрь
себя, когда бы вы ни упражнялись.
29. Безошибочное следование садхане приводит к радикальным изменениям
личности. Появляется умеренность в привычках, пище, сне и сексе. Когда
разум и тело становятся чистыми, наступает духовное пробуждение.
30. В садхане имеются три стадии, а именно: шравана — слушание, манана
— обдумывание и нидидхьясана — испытание и применение на практике. Говоря
о трех сторонах садханы, Патанджали пользуется другими терминами, а именно:
джапа — повторение, артха — понимание и бхавана — осуществление.
В йоговской садхане, чтобы практика давала результаты, надо придерживаться
всех трех процессов. Например, асану следует повторять снова и снова,
день за днем, год за годом; это — шравана, или джапа. Это — путь кармы!
Такое повторение стимулирует умственный процесс, при котором, происходит
все более и более глубокое проникновение от Аннамайя Коши к Анандамайя
Коше. Это — манана, которая придает смысл и понимание выполняемому садхакой
действию. Это — путь джняны!
Благодаря такому много раз повторенному (джапа) и хорошо обдуманному
(артха) действию садхака приобретает новый опыт. Это представляет собой
форму поклонения, при которой каждая асана преподносится как цветок Богу.
Садхака становится единым целым с действием и погружается в него (бхавана).
Это просветленное состояние при самореализации называется путь бхакти.
Тогда карма, джняна и бхакти сливаются воедино. Это — нидидхьясана.
Только этот тип садханы придает завершенность практическим занятиям.
|